Написать письмо главе МО

Память сердца

Директор

> Информация > Публикации > Директор

Люди Пискаревки
Директор
       
  Светлана Александровна Масленникова  - самый молодой директор гимназии в муниципальном округе МО Пискаревка.  Она пришла в сложившийся замечательный коллектив 192-й гимназии,  где большинство педагогов куда старше ее. Энергичная, деятельная с множеством планов и идей.
В данном случае с поговоркой «молодость – это такой недостаток, который быстро проходит» можно согласиться только отчасти. Потому как по мере того как больше узнаешь этого человека, понимаешь – тут молодость скорее не недостаток. А достоинство. Потому что у этого человека, похоже, пока нет стереотипов и фобий, которые вырабатываются у любого руководителя с годами. То есть того, что с одной стороны оберегает от опрометчивых управленческих решений, а с другой стороны – порой не дает возможности принимать смелые решения и добиваться прогресса.
В двух словах ее внешность можно охарактеризовать так: молодая, стройная, в очках. С виду – типичная учительница. Даже на вопросы журналиста отвечает строго, хорошо поставленным голосом.
Привыкаешь к мысли, что директор обычно это человек в возрасте, умудренный опытом. И вдруг видишь весьма молодую особу. Потому и первый вопрос в интервью (от растерянности) звучит несколько необычно:
 
         - Вы кто?
         - Директор. А еще преподаватель математики в старших классах.
         - Где учились?
         - Окончила школу № 88 в Калининском районе. Затем училась в РГПУ имени А.И. Герцена. Бакалавриат окончила с «красным дипломом». Так же и магистратуру. Теперь я – магистр физико-математического образования.
         - Ваши родители имеют какое-то отношение к математике?
         - Нет, мои родители врачи.
         - Чтобы на специальности «математика» получить «красные дипломы» надо глубоко знать и любить этот предмет. Вы действительно любите математику?
         - Да. Не просто люблю, но и, думаю, что хорошо его знаю. Ведь математика это скорее не наука, а искусство. Чем больше изучаешь этот предмет, понимаешь, что это явление напоминает вселенную – настолько он разнообразен и безграничен.
         Математика развивает аналитическое мышление, учит логике, развивает умственные способности. Решение задач и уравнений – это творческий процесс. Кстати, очень увлекательный. Даже в свободное время я иногда сажусь решать задачу. Это прекрасная  своеобразная «гимнастика» для ума.
         - А преподавательский опыт у вас есть?
         - Да. Я работаю учителем уже восьмой год. Преподавала в Центре образования Калининского района. Работала с «вечерниками». Это люди более взрослые, чем в обычной школе. Конечно, в математике у них больше пробелов. Но зато они более серьезные. С ними было интересно.
         - Их не смущал ваш возраст? Ведь вы им почти ровесница?
         - Нет. А потом я на уроке очень строгая. Никакого панибратства. Да, и сами ребята понимали, что им нужны знания, нужен аттестат о среднем образовании.
         - Как вы попали в школу? Поневоле? Или по распределению?
         - Нет. Сама пришла. Я очень люблю школу, люблю детей. Наверно, это все пошло от моей бабушки – Надежды Михайловны. Она была учительницей начальных классов. Постоянно «нянчилась» с малышней.
         Так что еще во время учебы в университете взяла и пошла в школу.
         Честно говоря, меня всегда очень привлекала работа учителя. Если только выдавалась любая возможность остаться в классе за учителя – я моментально старалась ею воспользоваться!
         - Расскажите, как становятся директорами?! Неужели любой учитель, пусть даже самый замечательный специалист в своем предмете, может вот так сразу стать директором?
         - «Сразу», пожалуй, нет. Я работала четыре года завучем - заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Это хороший опыт. Здесь уже приобретаешь первые навыки общения не  только с учениками, но и с коллегами в другом статусе. Ведь ты уже не рядовой сотрудник, а руководитель. Тут тоже надо уметь выстраивать отношения. Действовать не путем указаний и приказаний, а уметь убеждать коллег и учеников.
         Это уже мастерство менеджера. Тоже, кстати, очень непростое дело.
         Я понимала, что одних знаний своего предмета недостаточно. Ведь управление – это уже совсем другая сфера деятельности. Поэтому поступила в Академию постдипломного образования, где проучилась два года. Получила диплом по специальности «Экономика образования».
         - Что вы взяли для себя, выделили как главное в искусстве управления?
         - Во-первых, отношение к финансам. Здесь необходимо умное и бережное отношение к каждой копейке. Тогда и результат будет эффективным.
         Во-вторых, свод простых и мудрых принципов менеджмента, который вырабатывался десятилетиями, если не сказать – веками.
         Например, такие:
·        Руководитель должен верить в свое дело, быть целеустремленным, решительным и уметь показать эти качества своим подчиненным.
·        Руководитель должен знать науку об организации и управлении.
·        Он должен научить ценить время подчиненных.
·        Руководитель должен быть строгим и требовательным, но не переходить на придирчивость и жестокость.
·        Он должен правильно понимать критику и уметь критиковать.
·        Руководитель должен уметь наказывать и прощать.
·        Он должен быть приветливым и тактичным.
·        Руководитель должен обладать чувством юмора.
·        Он должен уметь говорить и слушать.
- Наверно, вы были неплохим заместителем директора. Но как получилось, что вас «заметили» и выдвинули на столь ответственную должность? Ведь чтобы ни случилось в школе – за все несет ответственность директор!
- Думаю, что меня заметили, когда я участвовала в конкурсе «Педагогических достижений» (в номинации «Педагогическая надежда»). После конкурса директор мне и предложила стать ее заместителем.
Потом меня включили в «кадровый резерв» района. Так что еще три года я была в этом резерве на руководящую должность. Ну, и затем предложили стать директором гимназии № 192. С августа нынешнего года – я директор.
- Не страшно было?  Ведь все учителя значительно старше вас?!
- Нет. Я не боюсь. Считаю себя достаточно подготовленной для этой работы. А потом, наверно, самое главное, меня хорошо встретили в коллективе. За что я очень благодарна!
- И все-таки, насколько я понимаю, вы пришли не в простую школу, а в гимназию. То есть в учебное заведение с особым статусом. Где годами складывались свои традиции, поддерживались весьма высокие требования к ученикам, к уровню знаний. Ну, и к учителям, естественно.
- Да, я все это осознавала. Кстати, хочу сказать особые слова благодарности Ирине Остаповне Пелевкиной за то, что она за многие годы сумела создать такой замечательный коллектив педагогов, что установила «планку» требований высочайшую. Я считаю создание такого замечательного и престижного  учебного заведения в Калининском районе, да и в Санкт-Петербурге, это во многом ее личная заслуга!
Ну, а опыт организационной, руководящей работы у меня есть. Ведь я работала еще членом конкурсной комиссии Калининского района, была руководителем пункта приема единого государственного экзамена. Это тоже непростое дело – организовать качественную сдачу экзамена, создать все условия для нормальной работы коллектива. Здесь нужно соблюсти и законные права учеников, и все строгие требования, чтобы избежать возможных нарушений.
- А разве сдача ЕГЭ не проходит в обычной школе?
- Не совсем так. ЕГЭ проводится в специальных пунктах проведения экзамена. А пункты проведения ЕГЭ, в свою очередь, находятся в образовательных учреждениях.
Чтобы представить масштабы, достаточно привести несколько цифр. Охарактеризую пункт, в котором я была руководителем: пункт приёма экзамена насчитывает двадцать аудиторий, штат задействованных лиц – семьдесят человек и три сотни выпускников, сдающих экзамен.
         Поэтому, конечно, объем работы (да и ответственности) огромный. Ведь надо подготовить аудитории, проинструктировать сотрудников.
         - Чем сейчас занят директор? Ведь до начала учебного года еще достаточно времени, но вы постоянно заняты делами?
         - Текущая задача – обеспечить начало учебного года. Ну, и достойно провести «День знаний»  первого сентября.
         - Волнуетесь?
         - Очень. Все-таки это первый учебный год для меня в статусе директора. Правда, первое сентября для меня праздник вдвойне – у мужа день рождения. Так что надо успеть все сделать и на работе, и дома.
         - Вы не боитесь, что вас может поглотить «текучка»? И не останется сил и времени для решения каких-то стратегических задач?
         - Нет, этого я не боюсь. Для текущей работы у меня есть простое решение – я умею все делать быстро, не затягивать с решением проблем. Поэтому даже не сомневаюсь – достаточно будет сил и времени для реализации стратегических планов.
         Одна из главных задач – сохранить все то, что было сделано Ириной Остаповной Пелевкиной: обеспечить высочайший уровень качества образования в нашей гимназии, высокий уровень требований к учителям и ученикам.
         В этом году наши выпускники окончили школу с прекрасными показателями – десять медалей (из них семь «Золотых»)!
         - Каким вы видите будущее гимназии? Что из себя будет представлять школа через десять – двадцать лет? Есть у вас какие-то мысли на этот счет?
         -  Конечно. Во-первых, думаю, должен несколько измениться в будущем сам статус школы. Из обычного образовательного учреждения она может перейти на другой уровень: стать своеобразным социальным, культурным и спортивным центром жизни микрорайона. Ведь здесь есть высокообразованные учителя, есть спортивные залы, стадион. Понятно, что решение этой задачи вопрос не одного дня и даже не одного года. Но будущее школы мне видится именно так.
         Во-вторых, если думать о самых ближайших задачах, то здесь надо сделать более насыщенной жизнь в школе во второй половине дня. Ведь родители в силу своей занятости на работе не могут днем уделять достаточно внимания своим детям. Значит, школа должна взять эти заботы на себя! Нельзя допустить, чтобы дети бесцельно бродили по улицам, да и вообще оставались без  присмотра старших.
         Мы должны подумать о том, чтобы организовать более разнообразные кружки по интересам, чтобы увлечь детей в свободное время. Конечно, прежде всего, планирую спросить самих родителей – что они считают, что думают, и что в первую очередь нужно их детям. После этого можно будет прорабатывать конкретные решения.
         - А как вы относитесь к ЕГЭ? Считаете ли вы такой вид экзаменов идеальной формой, или есть идеи его совершенствования?
         - Несмотря на все споры и противоречивые мнения вокруг ЕГЭ, считаю его введение определенным достижением для отечественной школы.
          И в связи с этим приведу доводы в пользу ЕГЭ.
Во-первых, сдача экзамена позволяет детям поступить в ВУЗы, не сдавая вступительных экзаменов. А значит, избежать ненужного дополнительного стресса.
Во-вторых, ЕГЭ позволяет оценить уровень знаний и способностей ученика достаточно объективно, полностью исключая элемент субъективного мнения преподавателя.
В-третьих, ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
В-четвертых, ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах, что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
В-пятых, ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены, что делает возможным выявлять лучших из лучших.
Но, даже учитывая все вышесказанное,  считаю, что было бы гораздо лучше, если любой выпускник  мог бы сам выбирать форму итоговой аттестации. Ведь бывают случаи, когда ребенок не смог сдать ЕГЭ. Не обязательно это происходит по причине недостаточной подготовки, слабых знаний. Причиной может быть даже психологическое состояние, растерянность, нервозность. И что дальше? Ждать возможности пересдачи?!
Этого можно было бы избежать, предоставив возможность сдачи экзамена в любой альтернативной форме. Результат ЕГЭ не должен звучать как приговор, да и ребенок должен иметь выбор. Это мое убеждение.